Вперёд – в прошлое

Картина отправляет нас в Лос-Анджелес конца 60-х годов. Эта кинематографическая Мекка представлена во всём своём блеске: яркие вывески, солнечная погода, красивые люди в красивых костюмах и шикарные автомобили. Всё выглядит по-киношному идеализированным, как мечта или детское воспоминание шестилетнего Тарантино. Город будто сошёл с открытки – стильный, лакированный, полусказочный.

Здесь живут и работают актёр Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) – в прошлом главный герой популярного сериала о Диком Западе) – и его друг и дублёр Клифф Бут (Брэд Питт) – ветеран войны во Вьетнаме. Схожесть актёра и дублёра подчёркнута тем, что в начале фильма титры ДиКаприо и Питта перепутаны местами.

Для героев настало непростое время. Рик уже немолод, он продолжает сниматься в сериалах, но уже на вторых ролях, невольно продвигая своим именем новых звёзд индустрии. Каскадёр Клифф перепрофилировался в личного водителя Далтона и давно не появлялся на съёмочной площадке.

Здесь же в Голливуде, по соседству в Риком, поселяются молодожёны: кинорежиссёр Роман Полански (Рафаль Заверуха) и молодая актриса Шэрон Тейт (Марго Робби). Они представляют собой новое поколение кинематографа, приходящее на смену героям Питта и ДиКаприо.

2,5 часа на экране

Первые два часа фильма не происходит ничего значительного. Мы просто наблюдаем за жизнью героев и катаемся с ними на по городу под заводную музыку. Рик Далтон пытается смириться с угасанием своей популярности и уже не так категорично относится к идее сниматься в ненавистных итальянских вестернах. Клифф живёт, довольствуясь малым и помогая другу с делами по дому. Восходящая звезда 26-летняя Шэрон, видимо, ещё не совсем верит в свой успех и смотрит фильм со своим участием («Команда разрушителей» 1968), по-детски радуюсь смеху и аплодисментам зрителей. Почти лишённая текста героиня Марго Робби заставляет сопереживать себе не меньше, чем словоохотливый дуэт Далтона и Бута.

Преобладание созерцания. Небольшие сюжетные линии героев не столько рассказывают полноценные истории, сколько дают зарисовки характеров. Через них мы можем проникнуться персонажами, увидеть их суть. Кажется, персонажей мы знаем уже много лет. Но, с другой стороны, остаётся ощущение, словно на экране только и делают, что ходят, говорят ни о чём и катаются на машине со включённым радио. Какого-то глобального сюжета не наблюдается.

За последние полчаса тон фильма сменяется с беспечно лёгкого на напряжённый. Ожидание опасности переходит в какой-то безумный и кровавый слэшер. Одних зрителей такой резкий переход может удивить, а других рассмешить абсурдностью, драйвом и, пусть и мясницким, но вкусом.

Впрочем, неожиданная финальная смена настроения объясняется эпизодом из истории Америки, с которым русский зритель в большинстве своём незнаком.

Историческая подоплёка

«Однажды… в Голливуде» посвящён реальным людям и событиям. В то время, как Рик Далтон и Клифф Бут – полностью выдуманные персонажи (пусть и имевшие свои прообразы), Шэрон Тейт, Роман Полански, Брюс Ли, Чарльз Мэнсон и многие другие – реально жившие или ныне живущие люди.

Дата начала проката выглядит символично. В ночь с восьмое на девятое августа 1969 года беременная Шэрон Тейт и гостившие у неё друзья (стилист Джей Себринг, писатель и сценарист Войтек Фриковски и наследница кофейной империи Эбигейл Фолгер) были жестоко убиты членами «семьи» Чарли Мэнсона. «Семья» Мэнсона – сектантская община, состоящая из изгоев общества. Лидер банды-секты Чарльз Мэнсон считал себя воплощением то ли Христа, то ли сатаны, а своих последователей – новыми апостолами. По приказу Чарли «семья» совершала преступления, в том числе и убийство беременной Шэрон.

Это событие оказало большое влияние на американцев вообще, и голливудское общество в частности. Беззаботной жизни настал конец. Люди увидели, что даже небожители киноиндустрии могут попасть под удар.

От знания или незнания этой трагедии и её подробностей зависит восприятие финала фильма. Зритель может увидеть две истории. В одном случае, если идти неподготовленным, всё представляется какой-то неожиданной брутальной буффонадой, а в другом, если ознакомиться с историческими событиями, – своеобразным возмездием и одновременно признанием в любви, трогательной сказкой.

Гипертекст

Тарантино славится киноцитатами в своим картинах, либо реально цитируя чужие произведения, либо только заставляя зрителя думать, что всё это цитата. «Однажды…» не стал исключением.

Более того, помимо ссылок на работы коллег и на свои собственные, Тарантино создаёт отдельную реальность с новыми кинолентами. Стоит героям только упомянуть какую-нибудь роль Далтона, на экране возникает нарезка с выдуманными эпизодами. В итоге во время просмотра одной картины, зрители видят отрывки из других фильмов и сериалов, в которых никогда не было никакого Рика Далтона, либо которых не было вовсе.

Фильм также ссылается и на самого себя, показывая сцены прибытия в аэропорт или закладывая почву для финальной шутки в самом начале.

Конец «Золотого века»

«Однажды…» уже разобран на детальки как кинокритиками, так и самим Тарантино. Сняв кино с плотным фундаментом из чужих лент, Квентин, возможно, даст новую жизнь картинам, на которых он сам вырос.

Этот фильм больше не «про что», а «как». Работа оператора, декораторов, живая актёрская игра, вкусный монтаж и саундтреки, в такт которым невольно начинаешь притоптывать, переносят в особую вселенную на экране. Хочется ещё немного задержаться в таких 60-х, с красивыми ногами Марго Робби, пьяной экспрессией Леонардо ДиКаприо и брутальностью 54-летнего Брэда Питта. Хочется ещё послушать разговоры героев, выкурить с ними по сигарете, прокатиться по Лос-Анджелесу, а вечером воскресенья посмотреть сериал «ФБР».

Источник:www.sub-cult.ru

FaLang translation system by Faboba